Информация из книги Екатерины Мурашовой "Любить или воспитывать".
Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов
наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами
коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось
включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался
целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на
музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.
Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую
гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в
состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним
миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти
строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на
одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время
эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного
беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала
немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его
прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и
психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно.
Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68
участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и
два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали
острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы
- тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе,
ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал
чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла
практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек
из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и
больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне
дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое
состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных
соображений, она не стала публиковать эти записи.
Что делали подростки во время эксперимента?
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать,
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было
запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или
кассирши — не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20
позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро
пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или
погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу
включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным
для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что
со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек
употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить
без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…»,
«слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были
ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе
эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения
общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь
часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с
собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а
потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе
эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения
«странных» мыслей.
Стоит над чем подумать...
Информация из книги Екатерины Мурашовой "Любить или воспитывать".
No comments:
Post a Comment